e-mail: Maria@scenarist.in.ua

Ко-продакшн в документалистике: С миру по нитке.

Одной из самых важных и актуальных, в рамках всех  мероприятий фестиваля Jihlava IDFF, оказалась 8-ми часовая тренинг-лекция «Legal Issues of International Co-production».

Вел ее блестящий немецкий адвокат Штефан Рюль, работавший, например на «Пине» Вима Вендерса, и уже много лет дающий подобные тренинги на Ex-Orienta Film Workshop — завидую всем тем, кто их посетил. При этом, со мной в зале сидело не больше двух десятков человек, в основном продюсеры, а не режиссеры — поэтому, что называется, материал очень уникальный и архиполезный.

Привести лекцию полностью мне не получится, хотя я ее тщательно законспектировал и параллельно разобрал все вопросы, связанные непосредственно с Россией. При этом, Штефану было интересно узнать эти подробности, так что я рад что тоже оказался полезен. В общем, выжимку дать смогу. К сожалению, будет много текста и мало картинок :)

Итак, прежде всего, что такое «Ко-продукция»?

Как ни странно, это взаимодействие с двумя или более юридическими лицами (людьми или компаниями) с целью совместного производства фильма. Это включает в себя:

— совместный менеджмент (решения о производственных задачах)

— совместное владение правами на фильм

— не обязательно, но может быть совместное использование фильма (организация совместного проката и т.п.)

 

Есть разница между ко-продукцией и ко-финансированием. Она заключается в том, что в ко-продукции вы не просто даете деньги, но и участвуете в производстве. Ко-финансирование же фильма дает вам возможность управлять получаемыми за эти деньги правами, процентом с проката (revenues) или возмещением денег (что опять же регулируется соглашением). Но только если вы участвуете во всем менеджменте, вы можете назваться ко-продюсером.

И основной ко-продукции является ни что иное, как Соглашение о Ко-продукции (Co-production Agreement).

При этом, не надо называть ко-продукцией работу студии по заказу телеканала. Потому что в шапке документа может это называться хоть «Конституцией», но если в договоре с телеканалом прописано, что все права передаются Телеканалу, а все риски лежат на продюсере, то это обычный договор подряда, невзирая на то, что может гордо именоваться ко-продукцией.

 

Давайте подумаем, для чего нам нужна ко-продукция?

— креативное взаимодействие — разделение затрат

— возможность использования национальных и международных субсидий и грантов стран-участниц ко-продукции (за счет соглашений о ко-продукции между странами)

— использование местных связей и возможностей

— разделение обязанностей

Все эти вещи, безусловно важны, но грамотно их реализовать без конфликтов и проблем может только грамотно составленное Соглашение о Ко-продукции.

 

Из чего же состоит Соглашение о Ко-продукции?

1) Из самого контента. То есть темы, истории — тем, что является результатом. Прежде всего, вы вместе делаете ФИЛЬМ.

2) Бюджет (Смета).

3) План финансирования

4) Производственный менеджмент (кто что должен делать по проекту)

5) Распределение потоков денег (cashflow)

6) Права

7) Прекращение действие договора (об этом очень важно договориться с самого начала)

8) Материалы — доступ и совместное использование получившегося продукта и его исходных материалов.

 

Но, что немало важно, само содержание договора имеет меньшее значение, чем приложения к нему:

— Тритмент проекта

— Смета

— План финансирования

— План распределения поток денег (по-моему, это называется лимит затрат у нас)

— План возмещения расходов (минкультовским грантополучателям, наверное, в этот момент станет не по себе от того, что в других странах некоторые гранты еще и возвращать нужно).

 

Самые важные вещи об этом Соглашении:

Цели соглашения — предугадать развитие событий. Думайте заранее обо всех вариантах и внесите их в соглашение, особенно на проблемных участках. Помните, что если вы или ваш партнер подписываете договор на скорую руку, вы скорее всего в проблемные моменты не сможете найти решение, так как оно не будет прописано в договоре. Это своего рода «игра», и вы должны продумать все ее правила.

Отлаженность действий — так как вы работаете в разных странах, попытаться составить грамотной таймменеджмент заранее снимет с вас большое количество проблем в будущем

Определение понятий и обязательств — очень важно, чтобы было однозначно понятно, что продюсер берет на себя, а что он обещает, но не должен сделать. Например, он может пообещать найти деньги от местного гранта или телеканала, но не должен их отдавать из своего кармана если не сможет их получить. Или же, найдя деньги, пообещает право первой трансляции, в то время как вы это право на эту территорию через дистрибьютора уже продали. Все должно быть предусмотрено.

Самое важное — что каждый контракт отличается от другого, никогда не используйте типовые контракты, так как самое сложное — это то что там не прописано. Ведь то что прописано любой дурак может прочитать, а вот понять, чего не хватает — в этом и есть профессионализм продюсера.

 

Виды обязательств

Когда речь идет об обязательствах, нужно четко понимать, что ваши партнеры имеют в виду и что действительно написано в бумаге. Например:

Letter of intent (Письмо интереса) не несет в себе никаких обязательств. Просто говорит, что у телеканала или дистрибьютора есть интерес к этому проекту. Обычно такие письма помогают в евространах получить спонсорское и дополнительное финансирование, но реально ни к чему вторую сторону не обязывает.

Letter of Commitment (Письмо о намерениях) по своей сути уже обязательство, если они там четко прописаны. Однако на практике, в шапке может быть написано одно, а в реальности это будет то же самое Письмо интереса — вчитывайтесь в содержание, а не название.

Deal Memo — конкретное обязательство, ужатое из многостраничного контракта до краткой выжимки. Что кто с кем о чем договорился в Длинной форме договора.

Long form agreement — самый основной документ при получении финансирования (от телеканала, спонсора и т.п.). Прописаны все детали прав и обязанностей.

 

Что ж, теперь перейдем к конкретному обсуждению каждого из пунктов, из которых состоит Соглашение о Ко-продукции.

 

1. Budget (Смета)

 

1) Прикладывается к соглашению и подписывается всеми сторонами

2) Фиксируется одна валюта перед началом проекта (сметы в каждой стране могут быть в своей валюте, но в конечном итоге фиксируется курс на дату заключения договора и потом все денежные потоки идут в соответствии с этим курсом, если иное не прописано в договоре).

3) Необходимо проверить правила получения денег в национальных и региональных фондах — какие обязательства должен взять на себя продюсер чтобы получить эти деньги. И это задача всех продюсеров быть уверенными в том, что каждый продюсер действительно получил и потратил деньги, выделенные фондами и «чист» перед фондами (у нас в России, например, сложно перекидывать деньги из статьи в статью, в других странах есть утвержденные фондами формы смет, которым нужно жестко следовать)

4) Необходимо проверить, кто отвественнен за отсрочки платежей, откладывание денег на непредвиденные обстоятельства, сколько продюсеры берут своей комиссии

5) Кто будет оплачивать перерасход или как будет делиться остаток в случае недорасхода.

 

Составление сметы — сложный процесс, так как с одной стороны есть финансовые обязательства и ограничения в каждой стране, с другой стороны, есть международный процесс. И необходимо лично и вживую, либо по телефону или видеоконференцсвязи решать вопросы всеми сторонами. Сметы можно распределять как угодно: одна страна берет на себя оплату режиссера (из своей страны), другая — предоставляет весь постпродакшн, третья оплачивает технику и т.п. Все это собирается в одну общую смету, состоящую из статей расходов и сумм, которую каждая из сторон тратит на эту статью.

 

2а. Источники финансирования

 

Здесь нужно понять, что деньги могут быть из разных источников, и желательно на входе в проект уже понимать, какие они:

— телевизионные деньги (пред-продажи, псевдо «ко-продукция» с правом использовать материалы для другого проекта)

— минимальная гарантия (предоставляемая дистрибьютором или sales agent и которую нужно будет вернуть когда пойдут продажи)

— субсидии и гранты (национальные и международные)

— Отсрочки платежей (договоренность с режиссером, продюсером и др. членами группы об отсрочке платежей до поступления первых доходов)

— Сторонняя безвоздмездная помощь (кто-то бесплатно разрешил жить у них во время съемок и т.п.)

— Вклад ко-продюсеров (например, личные средства, средства студии, продюсер отказывается от гонорара вообще)

— Кредиты (в Российском законе, например, прописаны льготы на банковские ссуды для кино)

— Другое (Спонсоры, crowd funding)

 

2б. План финансирования

 

Также как и смета является приложением к основному договору.

В нем затрагивается вопрос возвращения чьих-то инвестиций (грантодателей, кредитов и т.п., т.е. recoupment schedule)

И вот тут начинается самая сложная часть, которая объясняет принцип ко-продукции. Смысл ко-продукции в том, что вы можете претендовать на получение национальных субсидий в других странах. То есть да, в России мы можем получить деньги Минкульта на «национальное кино», но мы участвуем в нескольких соглашениях, которые нам все равно позволяют делать ко-продукции. На английском выжимка всех актов, регулирующих ко-продукцию с Россией находится на сайте Фонда Кино. Там же можно найти и русскую версию.

В частности, нас интересует вот что:

— Россия является участником European Convention on Cinematographic Co-Production. В нее входят более чем 40 стран и мы можем с ними вступать в ко-продукцию и, тем не менее, иметь возможность получить государственное финансирование (Текст конвенции на русском я нашел на правовом сайте, возможно есть где-то в более удобном виде — http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_54962.html).

— У России подписаны прямые соглашения с несколькими странами о совместном кинопроизводстве (Bilateral Agreements): Канада, Италия, Болгария, Франция. В каждом конкретном случае свои правила получения финансирования от государства и формат взаимоотношений.

— Со странами СНГ у нас есть Соглашение о совместном кинопроизводстве от 14 ноября 2008 года.

 

Со всеми остальными странами действует закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» со всеми вытекающими оттуда ограничениями:

 

— продюсер должен быть гражданином РФ

— большинство авторов граждане РФ

— иностранцы в съемочной группе не более 30%

— 50% денег должно быть потрачено в РФ

— иностранцы не могут дать больше чем 50% сметы.

 

На лекции нам подробно рассказали, какие условия необходимы для работы по Европейской конвенции, для доступа в Eurimage или программу MEDIA. В последнюю мы не входим, но если у нас есть три европейских ко-продюсера, являющихся членами MEDIA программы — то и туда спокойно. Я сейчас в себе силы описать подробно ни Европейскую конвенцию, ни фонд Eurimage, ни MEDIA не найду, но хочу обратить ваше внимание, что всю информацию о том, как получить от них деньги вы можете найти у них на сайтах:

EURIMAGE — http://www.coe.int/t/dg4/eurimages/default_EN.asp

MEDIA PROGRAMME — http://ec.europa.eu/culture/media/index_en.htm

 

3. Cashflow

 

Тоже является приложением к основному договору. Понедельно описывает когда и какие деньги потратятся, где не хватает, где есть лишние. Кто из какой страны что платит.

 

4. Production Management

 

Кто за что отвественнен. Все соглашения финансировании, производстве и эксплуатации. Кто приобретает права и на какие территории (в смысле, на замысел, архивы, фотографию, музыку). По сути, нужно учитывать все мелочи: контент, локейшны, смету, финансирование, право чистового монтажа, вопрос эксплуатации совместного продукта, отчисление креативной группе с доходов за то что они молодцы и так далее. Про то, что продюсер должен быть уверен, что в случае чего ему не придется или наоборот придется платить за что-то из своего кармана и быть к этому готовым.

 

5. Rights (права)

 

Права нужно разделять заранее, но получить право ими пользоваться только по завершении производства. И нужно четко понять, как вы будете владеть правами — совместно или по-отдельности на своих территориях (то есть процентно делить общую выручку или же каждый берет себе свой кусок и с него зарабатывает, а может и вообще третья схема совмещенная). Кроме основных имущественных прав, не забывайте про права на саундтрек, «право авторства», новелизация, мерчендайзинг, радиопостановку и т.д.), а также про права на исходные материалы и их компоненты.

 

6. Deliveries (Materials)

 

Кто отвечает за хранение и копирование материалов, за доставку вещателям, за отслеживанием всех дел после того, как фильм уже готов. Есть ли у всех доступ в любой момент к этим материалами. Помните о том, что есть право первой трансляции, «окна», цепочка эксплуатации (по классике это Театральный релиз, потом DVD (через 6 месяцев), платный VOD (через 9 месяцев), Pay-TV (через 12 месяцев), Free-TV, Free VOD (через 18 месяцев). То есть, с момента выпуска фильма в театральный релиз должно пройти полтора года прежде чем фильм появится на Free-TV. Но развитие технологий и ускорение процесса всю эту цепочку значительно поменяло. А в России так и вообще — выход фильма в театральный прокат (документального) может быть после показа по Free-TV. :)

 

7. Recoupment Schedule (возмещение затрат).

 

Сразу обяъсню — мы рассматриваем цепочку, когда у вас уже есть дистрибьютор. Как с ним работать я писал ранее. При этом, очень важно: с дистрибьютором соглашение должен заключать не один продюсер от лица других, а все три продюсера. Либо же, один продюсер с письменного разрешения других. Никогда не разрешайте другим ко-продюсерам представлять ваши интересы, потому что чаще всего они не по злому (а иногда по злому) умыслку будут ущемлены и вы не сможете это контролировать.

Итак, у вас идет прокат и вы начинаете получать доход. От телевизионных, театральных, прочих прав. В общем, GROSS. Классический порядок возмещения затрат таков:

1. Комиссия дистрибьютора (писал ранее)

2. Расходы дистрибьютора на промо (единожды взымае с первых доходов).

3. Минимальная гарантия дистрибьютора (которую он мог вам в начале дать на поддержку штанов).

Все что осталось — это PRODUCER'S NET. Из него вы должны выплатить:

4. Фиксированный процент в фонд EURIMAGE (обычно это 5% от 100% producer's net). Остальные 95% разделяются на:

5. Покрытие перерасхода.

6. Оплату отсрочек (наконец-то режиссер получит гонорар :))

7. Личные инвестиции продюсера, зафиксированные в бюджете, так же как и чужой интерес (ну там, мама продюсера одолжила и продюсер написал на это расписку или же друзья подкинули в долг и т.п.). Это также и кредиты и пр. И возвращение денег в публичные фонды, которые «одолжили» вам денег.

8. Процент за «талант» — talent participation. 5% от 95% (тут уже как в договоре прописано) режиссеру за то что он хороший. И 1% мне, за то что я все это конспектировал и перевел :) Остальное — ПРОФИТ УРАААА ЕЕЕЕЕЕ УУУУЕЕЕЕЕЕ ПРОФИТ ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

 

8. КОНФЛИКТЫ

 

Постарайтесь избегать конфликтов, но если они неминуемы, постарайтесь избегать судебных разбирательств. Понятно, что партнеры вас могут «кинуть», со-продюсеры выйти из игры, но проверьте изначально, что все такие ситуации прописаны в договоре и что вы будете в состоянии закончить фильм и иметь все нужные права в случае выхода из игры одной из сторон. Выбирайте правильную юрисдикцию — то есть решение конфликтов должно происходить со знакомыми вам законами, а не в чужой стране, где вас всегда можно «закопать» в деталях. Ну и главное — садитесь за стол переговоров до последнего, так как в суд прийти вы всегда успеете. А так есть вероятность что вы придете к решению (Например, с использованием стороннего модератора, который будет независимой стороной).

После теоретической части, Штефан устроил нам игру — мы решили сделать совместный российско-латвийско-словацкий фильм со сметой 250.000 евро и пытались поделить расходы и понять кто откуда что даст. В итоге у нас почти получилось. Правда, я от Минкульта добыл только 50.000 евро, поэтому в итоге у меня был самый маленький процент профита — 28% но все равно, было приятно поучаствовать в ко-продукции. По-моему, это был фильм про рассекреченных агентов КГБ в Латвии и Словакии которые были вынуждены уехать жить в Россию. Не уверен, мы не успели обсудить контент, но КГБ было лейтмотивом :)

В завершении я хочу сказать, что эта лекция была возможно только благодаря участию Штефана Рюля в Ex-Orienta Film, организованных Institute of Documentary Film и что девушки там, конечно, молодцы.

Как вы понимаете, я не смогу никому предоставить оригинал своего конспекта или копию презентацию, прошу упомянать автора лекции (Штефан Рюль, http://www.sr-law.de) и автора перевода-адаптации, но советую этим не злоупотреблять.

Лучше почаще принимайте участие в подобных образовательных мероприятиях со своими проектами и «на своей шкуре» пройдите всю цепочку — цены вам тогда не будет.

И да, в Европе много стоящих компаний, к которым можно обратиться за независимым консультированием и помощи в составление многосторонних соглашений, естественно, что компания Штефана одна из них. В нашей стране также хорошо иметь собственного юриста в медиа-поле. А вот как их найти лучше уж вы мне расскажите!

 

Источник:  http://gmolodtsov.livejournal.com/109272.html


Оставить комментарий или два

Связь


Две мыши жуют кинопленку в киноархиве:
- Ну как тебе этот фильм?
- Да так себе... Сценарий был лучше!