e-mail: Maria@scenarist.in.ua

Как воздействовать на зрителя с помощью музыки?

 

Режиссеры и композиторы, продумывая музыкальное сопровождение фильма, тщательно анализируют, как та или иная мелодия скажется на эмоциональном восприятии зрителя. Как, когда и какие музыкальные приемы работают и какой логики стоит придерживаться, продумывая стратегию воздействия на аудиторию с помощью музыки – в статье CINEMOTION.

 

Одним из пионеров в манипулировании эмоциональным состоянием зрителя был Сергей Прокофьев, автор музыки ко многим советским фильмам, в том числе, к «Александру Невскому». Именно Прокофьев впервые с помощью музыки смог создать эффект психологической атаки, а в музыке к «Ивану Грозному» Сергею Эйзенштейна, он, предвосхитив Бернарда Херрманна — любимого композитора Хичкока, добился саспенса.

Сегодня существует определенный набор правил и приемов, используя которые, композиторы могут управлять эмоциональным состоянием зрителей. Так, например, для того, чтобы сформировать определенное мнение о герое, необходимо ассоциировать его с той или иной музыкой. Самым простым методом здесь является использование лейтмотива. Вариативное повторение одной и той же мелодии при появлении героя приведет к возникновению четких ассоциаций.

А вот эффект движения в фильме создается за счет добавления и наслоения новых элементов на знакомые старые с постепенным прибавлением силы или энергии. Эффекта ожидания можно достичь, используя постепенное увеличение динамики или темпа. Его же можно добиться и применяя метод модуляции. Вообще, ключевым способом является постепенное усложнение мелодии: введение в нее новых музыкальных тем, подчиненных мелодий, усложнения голосоведения, расширение диапазона, усложнения гармонической структуры.

 

Для того, чтобы зритель находился в благостном, приятном состоянии, необходимо, чтобы музыка состояла из многочисленных периодически повторяющихся звуковых элементов, синхронизированных между собой. Помимо них в музыке должны присутствовать постоянно изменяющиеся элементы, зависящие от основных периодов.

 

Соответственно, чтобы «заставить» зрителя почувствовать страх, необходимо нарушить периодические структуры и их синхронизацию. Наиболее часто композиторы используют следующие способы:

· музыкальное произведение исполняется на инструменте, который имеет изменяющийся строй. При этом его звучание не является фальшивым, а лишь изменяется по высоте.

· на запись традиционного музыкального произведения накладываются диссонирующие созвучия.

· на запись какого-либо произведения накладывается другое, не совпадающее с ним по тональности и темпу.

 

С разрушением музыкальных гармонических связей и ритма музыка становится неприятна, она может вызвать тревогу и испортить самочувствие, то есть она способна ввести человека именно в то состояние, которое и требуется режиссеру фильма ужасов.

Аналогичным способом композитор может добиться и чувства смятения у зрителя – для этого музыка должна быть атональной с нисходящими хроматическими линиями. Для появления чувства настороженности композиторы используют пиццикато — приём игры на смычковых струнных музыкальных инструментах, когда звук извлекается не смычком, а щипком струны, отчего звук становится отрывистым и более тихим, чем при игре смычком.

Музыка усиливает эмоции в сценах с накалом страстей, а вот в безэмоциональных эпизодах музыка может скорее навредить. Хотя зачастую режиссеры сами просят писать сильную музыку для слабых сцен для того, чтобы их вытянуть.

Режиссеру стоит иметь в виду, что если музыка просто повторяет то, что происходит на экране, она никак не повлияет на эмоциональный настрой зрителя. Наоборот, если музыкальный ритм в кинофильме слишком буквально переносится на движение в зрительной сфере, это может выглядеть комично. Точное соответствие музыкального ритма со зрительным явлением не мешает только в том случае, если они оба адекватны в действительности, например, в ходьбе или в танце. Ритм более крупных музыкальных построений — это уже симметрия, чуждая естественным движениям живого человека.

Конечно, использование всех вышеперечисленных музыкальных приемов для достижения нужного эмоционального состояния весьма условно: само по себе пиццикато навряд ли вызовет у человека чувство настороженности, оно работает только вместе со зрительным рядом. Да и сами композиторы всячески отрицают использование тех или иных музыкальных клише, объясняя это тем, что применение таких приемов «в лоб» всегда заметно и может только оттолкнуть зрителя.

Источник: http://www.cinemotionlab.com


Оставить комментарий или два

Связь


Две мыши жуют кинопленку в киноархиве:
- Ну как тебе этот фильм?
- Да так себе... Сценарий был лучше!